Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к материально-техническим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций») МБДОУ имеет заключение, подтверждающее его соответствие санитарному законодательству и санитарным правилам (отражено в акте приёмки ДОУ на начало учебного года).
Кабинет заведующего |
Предназначен для индивидуальных консультаций, бесед с медицинскими, педагогическими кадрами, обслуживающим персоналом и родителями воспитанников, ведения административно-хозяйственной работы, совещаний с сотрудниками ДОУ. Оснащен рабочим столом, компьютером, принтером, имеется интернет, телефон. |
Методический кабинет |
Предназначен для осуществления методической работы, проведения педсоветов, анализа диагностических результатов, консультаций с педагогами, родителями и занятий с детьми. В методическом кабинете имеется литература для педагогов, специалистов, дидактические пособия. Для работы в кабинете находится компьютер, принтер, наборы наглядного материала для организации различных видов детской деятельности. |
Медицинский кабинет |
Оборудованы в соответствии с санитарными требованиями. В медицинском кабинете имеется ростомер, весы, рабочий стол медсестры, кушетка, шкаф для хранения документации, медикаментов (медикаменты для оказания первой неотложной помощи), холодильник для хранения вакцины. Для оказания доврачебной помощи в каждой группе имеется аптечка. Предназначен для осмотра детей, консультаций медицинской сестры, изоляции заболевших детей. |
Пищеблок |
Оборудован в соответствии с санитарными нормами, обеспечен необходимым оборудованием: холодильник, электроплита, электрическая мясорубка, специализированные столы, кухонная посуда, инвентарь. Имеется специализированная зона для мытья и обработки посуды. Все находится в рабочем состоянии. Санитарно-гигиенический режим пищеблока соблюдается и находится под контролем заведующего и медицинской сестры. Предназначен для организации качественного горячего питания воспитанников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. |
Прачечная |
Обеспечена стиральной машиной, электроутюгом, стеллажами для хранения чистого белья, полотенец. Предназначен для стирки и глажения постельного белья и полотенец. |
Кабинет завхоза |
Предназначен для ведения отчетной документации, работы с обслуживающим персоналом. |
Холлы |
Предназначен для размещения информации. |
Оборудованные учебные кабинеты
Групповые помещения – 6 шт. |
Каждая возрастная группа имеет: приёмную, посудомоечную, комната гигиены, игровую,спальную комнату. Группы оборудованы необходимой мебелью с учётом гигиенических и педагогических требований. Оборудование соответствует росту и возрасту детей. В каждой возрастной группе имеются мини-библиотеки, содержащие художественную, методическую и педагогическую литературу, серии демонстрационных картинвсоответствиис возрастом. Предназначены для воспитательно-образовательной работы, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. |
Музыкально - спортивный зал |
В зале имеется пианино, музыкальный центр, аудиосистема, экран для видеопроектора. Оснащен спортивным стандартным и нестандартным оборудованием для освоения ОВД, проведения ОРУ, выполнения спортивных упражнений. Оборудовано место для хранения спортивного инвентаря (мячи, обручи, скакалки, ленты, гимнастические палки, мешочки для метания). Предназначен для проведения организованной образовательной деятельности, утренней гимнастики, праздников, развлечений, досугов, развития музыкально – художественной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей, укрепления здоровья детей, приобщения к здоровому образу жизни, развитие физических качеств. |
Кабинет учителя - логопеда |
В кабинете есть специальное зеркало, рабочий стол, детские столики и стульчики, шкаф для книг и пособий, материалов, протоколов обследования. Весь учебный материал оформлен в соответствии с требованиями. Предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы учителя-логопеда с детьми по оказанию коррекционной помощи по преодолению различных речевых нарушений у детей, консультирования родителей. |
Кабинет педагога - психолога |
Предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической психологической и коррекционной помощи детям, их родителям и педагогам ДОУ по вопросам развития, обучения и воспитания. |
Прогулочные площадки – 6 шт. |
Территория детского сада разбита на игровые площадки, благоустроена зелеными насаждениями, цветниками. Предназначены для прогулок, игровой деятельности, досугов, самостоятельная двигательная активность детей: развитие познавательной, физической, опытно-поисковой, экспериментальной и трудовой деятельности. |
Объекты для проведения практических занятий
Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО. Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры.
В старших группах оснащены уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные игры).
В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций. Предметно - пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка.
Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, мягкие модули и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Кабинет (место) логопеда. Предназначен для проведения диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми. Оснащение логопедического кабинета: зеркало настенное с лампой дополнительного освещения; зеркала для индивидуальной работы; шкафы для хранения пособий; столы для детей; стулья детские; учебно-методические пособия. В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.
Музыкально-спортивный зал предназначен для решения задач музыкального воспитания и физического развития детей. Оснащён современным оборудованием: интерактивным комплексом, фортепиано, учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой и дидактическими играми, спортивным инвентарем и оборудованием.
Кабинет (место) педагога-психолога предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностики психологической готовности ребёнка к обучению в школе и консультирования родителей.
Библиотека
В МБДОУ
отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд,
который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете
и в групповых помещениях. Методический кабинет оснащен необходимыми для
обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой,
картинами, играми, художественной литературой, которые подобраны в соответствии
с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено и оснащено детской
художественной и познавательной литературой место под библиотеку для воспитанников
МБДОУ в соответствии с их возрастными особенностями.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПОСОБИЙ
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Новая инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, издание пятое, (Мозаика-Синтез, Москва, 2019)
Комплекты для оформления родительских уголков
Н.Е. Веракса, Т.С, Комарова, М.А. Васильева Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» Младшая группа(3 – 4 лет)
Н.Е. Веракса, Т.С, Комарова, М.А. Васильева Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» Средняя группа (4 – 5 лет)
Н.Е. Веракса, Т.С, Комарова, М.А. Васильева Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» Старшая группа (5 – 6 лет)
Н.Е. Веракса, Т.С, Комарова, М.А. Васильева Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» Подготовительная группа (6 – 7 лет)
«Социально - коммуникативное развитие»
К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» (2 – 7 лет)
Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» (3 – 7 лет)
И.Ю. Бордачева «Дорожные знаки: наглядно дидактическое пособие»
В.Э, Рубля, Л.Н. Овчаренко «Изучение правил дорожного движения»
И.В. Кононова «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников»
К.Ю, Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста»
С.Н. Теплюк «Игры – занятия на прогулке с малышами» (2 – 7 лет)
Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду» (2 – 7 лет)
В.И. Петрова, Т.Д, Стульник «Этические беседы с дошкольниками» (4 – 7 лет)
М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения» (3 – 7 лет)
Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» (3 – 7 лет)
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»
Е.В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
«Познавательное развитие»
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Младшая группа (3 – 4 лет)
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Средняя группа (4–5 лет)
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа (5–6 лет)
О.В.
Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Подготовительная к
школе группа (6–7 лет)
И.В. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений». Младшая группа (3–4 лет)
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений». Средняя группа (4–5 лет)
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений». Старшая группа (5 – 6 лет)
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений». Подготовительная группа (6 – 7 лет)
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа (3–4 лет)
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Средняя группа (4–5 лет)
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа (5–6 лет)
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Средняя группа (6–7 лет)
Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» (4 – 7лет)
«Речевое развитие»
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Младшая группа (3–4 лет)
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Средняя группа (4–5 лет)
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Старшая группа (5–7 лет)
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная группа (6–7 лет)
«Художественно – эстетическое развитие»
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Младшая группа (3–4 года).
Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа (4–5
лет)
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа (5–6 лет)
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа (6–7 лет)
Л.В. Куцаков «Конструирование из строительного материала». Средняя группа (4–5 лет)
Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала». Старшая группа (5–6 лет)
Л.В.
Куцакова «Конструирование из строительного материала». Подготовительная к школе
группа (6–7 лет)
М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»
Н.Ф. Сорокина «Театр – Творчество – Дети» (3 – 7 лет)
Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»
Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина «Родники Дона»
«Физическое развитие»
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду». Младшая группа (3–4 года)
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду». Средняя группа (4–5 лет)
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду». Старшая группа (5–6 лет)
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» Подготовительная к школе группа (6–7 лет)
Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика комплексы упражнений»
М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей» 4 – 5 лет
Перечень оценочных материалов:
1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: Юдина Е.Г.,
Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М.,
2002
2.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ Примерная образовательная
программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В.
Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 000 с.
3. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Короткова Н.А., Наблюдение за развитием детей в дошкольных
группах. – М.: Линка-Пресс, 2014. – 64 с.
4. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Свирская Л.В., Методика ведения педагогических наблюдений., М.:
Линка-Пресс, 2010. – 144 с.
5.ДИАГНОСТИКА ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ: учебно-методическое пособие/ под редакцией О.В. Дыбиной. – Тольятти:
Кассандра, 2014. – 130с.
6. В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
ДО Практический инструментарий
к проведению педагогической диагностики по образовательным областям. Комплект диагностических карт педагогической диагностики с показателями
развития ребенка
Объекты спорта
Музыкально - спортивный зал |
Проведение утренней гимнастики, организованной образовательной деятельности, спортивных праздников, развлечений, досугов, соревнований. Оснащенность: разнообразный спортивный инвентарь, мячи, мягкие модули, гимнастические скамейки и т.д. |
Прогулочные площадки |
Предназначены для прогулок, игровой деятельности, досугов, самостоятельная двигательная активность детей: развитие познавательной, физической, опытно-поисковой, экспериментальной и трудовой деятельности. |
Средства обучения и воспитания
Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно - образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно - образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные, энциклопедии т т.п.);
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
Демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
Спортивное оборудование и т.п.
Принципы использования средств обучения:
Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
Гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции. Сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
Учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности т т.п.); сотворчество педагога и обучающегося;
Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;
Учет методическими пособиями, демонстрационными материалами в соответствии с образовательной программой.
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональная, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Физическое развитие
Уголки двигательной активности со спортивным инвентарем: (скакалки, мячи, обручи, кольцеброс, кегли). Комплексы пальчиковой гимнастики, упражнений дыхательной гимнастики, массажные коврики.
Познавательное развитие
Уголки экспериментирования, уголки для игр с песком и водой. Магнитофон, лупы, глобус, карты, магниты, коллекция семян. Макет «Улица города», наглядный и иллюстрированный материал, числовой буквенный фризы, демонстрационный и раздаточный материал для обучения счету, календари, часы, касса цифр, модель числового ряда. Математические альбомы, тетради в клетку. Геометрические формы, модели. Доска магнитная. Измерительные приборы и их модели (весы, термометры, рулетка, сантиметр, мерные стаканы). Уголок государственной символики, стенд «Смена времен года». Полочка умных книг. Наглядные пособия, энциклопедии, иллюстративный материал для развития экологической культуры: альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры. Мелкий и крупный строительные материалы, разнообразные конструкторы, мозаики, разрезные картинки.
Речевое развитие
Уголки книги, наборы картин и настольно-печатные игры по развитию речи, модель «Звуковой домик», схемы предложений, аудиозаписи образцов правильной речи.
Художественно-эстетическое
Уголок изобразительного творчества. Полочка красоты. Разнообразный материал для рисования, лепки, аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, природный и бросовый материал, мольберты). Музыкальный уголок: магнитофон, детские музыкальные инструменты, медиотека, аудиотека. Театральный уголок: разнообразные виды театров, наборы кукол, театральные атрибуты, уголки костюмирования, ширмы.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В нашем ДОУ имеется доступ к сети Интернет (договор заключён с компанией "Ростелеком"). Ресурсы сети Интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в методической деятельности сотрудников учреждения. Информационная база ДОУ оснащена:
- электронной почтой (mbdou18.oduvanchik@yandex.ru)
- действующий сайт (https://oduvanchik18.tvoysadik.ru/)
ДОО оснащено
компьютерной техникой: для административного управления 1 компьютер, для
педагогов 3 компьютера.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Воспитанники образовательного учреждения доступа к сети Интернет не имеют.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В целях обеспечения доступности услуг в МБДОУ разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан условно доступным для всех категорий инвалидов.
Входная площадка имеет навес, пандус не требуется, звонок при входе. Конструктивные особенности зданийне предусматриваютналичие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в ДОУ отсутствуют.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ
«Детском саду №18 «Одуванчик» имеются технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):
Кабинет
учителя - логопеда содержит:
- наглядно –
дидактические, демонстрационные материалы и игры по лексическим темам
- зеркала с
лампой дополнительного оснащения
- комплект
зондов для постановки звуков
-
дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
- картотеки
материалов для автоматизации и дифференциации звуков
-
логопедические альбомы для обследования
- предметные
и сюжетные картинки по лексическим темам
-
настольно-печатные дидактические игры
- алгоритмы,
схемы, мнемотаблицы
-
методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
- интерактивная
доска с комплектом программного обеспечения;
-
мультимедийная установка: проектор, экран, ноутбук.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие жилых помещений в общежитии, интернате, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяне предусмотрено.